24 мая 2019 17:46

Александр Цыпкин: «Соцсети обеспечат вам бессмертие»

Автор проекта «БеспринцЫпные чтения» — о беспринципности, «Игре престолов» и читающих порнозвёздах.

«БеспринцЫпные чтения» в Сочи 24 мая собрали полный зал Зимнего театра. На сцене выступили автор проекта, популярный блогер и писатель Александр Цыпкин, актеры Максим Виторган, Евгений Стычкин, Катерина Шпица. Популярные артисты читали рассказы Александра Цыпкина и других молодых российских писателей, в том числе и автора из Сочи.

За несколько часов до выступления Александр Цыпкин рассказал Сочи24.tv о том, как стать успешным писателем и как выбирал кого из сочинцев пригласить на сцену. 

Цыпкин



В чем суть

Четыре года назад, после переезда из Санкт-Петербурга в Москву я опубликовал пять рассказов в своих соцсетях. Исключительно для того, чтобы оживить свои соцсети, никакого другого посыла у меня не было, никакой литературой я не хотел заниматься, мне все это было неинтересно. Подписчикам понравилось, стал писать ещё. Потом всё это собрало в одну книжку издательство «ЭКСМО». Книга по каким-то независящим от меня обстоятельств стала бестселлером и я решил сделать презентацию.

Прочитал рассказы со сцены своим друзьям, они сказали: «Рассказы о***енные, но читаешь ужасно». И я решил, что либо нужно заканчивать, либо делать вместе с теми, кто умеет делать это хорошо. Я стал приглашать своих друзей-актеров, кого-то уговорами, кого-то принуждением, кого-то вот как Катю Шпица, поймал в ночном клубе за барной стойкой, и она после двух бокалов шампанского сказала: «А, давай почитаем!». Константину Хабенскому просто постоянно слал рассказы.

Начиналось всё в клубах, потом перебрались в залы побольше, в другие города, в другие страны. Стали выбирать и рассказы других писателей, как известных, так и совсем начинающих. 

 

Причина успеха

На сегодняшний день у нас 250 выступлений по всему миру, 14 стран, 120 тысяч зрителей, 50 с лишним актеров, 25 авторов. У нас читали Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Константин Хабенский, Николай Дроздов, Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Николай Фоменко, Аглая Тарасова и многие другие. У нас читали не только профессиональные актеры, но и бизнесмены, радиоведущие, музыканты, у нас даже со сцены читала понрозвезда. Неплохо читала, кстати. Она вышла в полностью черном свитере, черных джинсах, никто этого не ожидал. У нас читала Мисс Мира.

Нет никаких ограничений по поводу того, кто это сможет прочесть. И при выборе автора тоже — рассказы Наринэ Абгарян, Марины Степновой, Андрея Аствацатурова, Маши Трауб и прочих звучат наряду с неизвестными авторами из регионов. Мы сейчас так и работаем: на своих концертах в каждом новом городе читаем рассказ местного писателя (или блогера), а также выбираем артиста, который прочтет мой рассказ.

Мы до сих пор удивляемся, почему полные залы собираются просто так посмотреть на людей, читающих текст с листа бумаги. У нас нет никакой сценографии, нет ни музыки, нет ни-че-го. Может, это произошло, потому что люди устали от современного избыточного искусства, когда театральная постановка становится неимоверным коктейлем медиа-файлов, современной музыки, странных текстов. У нас очень простые тексты. Про отношения мужчины и женщины, про отцов детей, про жизнь, про смерть, про дружбу, про секс наконец. 



Соцсети

На сегодняшний момент я считаю, что наша реальная личность не имеет такого значения, которое имеет личность сетевая. Сетевая находится в бесконечном контакте с сотнями тысяч людей, она более влиятельная, она более значимая, она позволяет добиваться успеха и доносить свои мысли до большего количества людей. И я в свою сетевую личность вкладываю очень много времени. Я считаю, что так человек подсознательно вкладывает в свое бессмертие. Потому что мы умрем, а аккаунт останется и этот аккаунт будут читать наши потомки — всё что мы писали в сети.

Мы пока не отдаем себе в этом отчет, но если вы сегодня напишите пост о том, что вы думаете, например, о предательстве Джона Сноу Дайнерис и из этого сделаете пост про предательство, про любовь и про долг, то этот пост будет воспитывать ваших праправправнуков столько, сколько он есть, потому что они наши сети будут смотреть. Я, безусловно, сетевой человек и без сети не достиг бы того, что я есть сейчас.

Я раньше даже всем в директ отвечал! Правда, после одного случая стал осторожнее. Однажды мы с женой ложимся спать, час ночи уже и тут мне приходит сообщение: «Александр, а хочешь мы сейчас пришлем тебе видео, чем мы с девочками сейчас занимаемся?» Я прикрываю телефон, чтобы жена не увидела, но она уже всё увидела. Забрала супруга телефон и пишет в ответ: «Пожалуйста, жду». Я так напрягся, что был похож на Деда Мороза, который опоздал и пришел в гости 9 января. Отдает жена телефон и говорит: «Ну так скучно — девочки сидят на каком-то девичнике и читают твои рассказы». Меня отпустило моментально, но с директом я стал аккуратнее. 



О Сочи и сочинском выборе

Я стараюсь просматривать всё, что приходит и отбор рассказов и артистов из регионов происходит моим абсолютно волюнтаристским решением. «Это мне нравится, а это мне не нравится», — никаких других критериев нет. 

Из Сочи не помню конкретно сколько было заявок, но много, десятки. Вообще нет никакой разницы между столицей и регионами, ни в уровне актеров, ни в уровне текстов. Это миф, что где-то пишут лучше. Просто хорошие авторы, хорошие актеры постепенно переезжают в Москву, но это уже другой вопрос. Наверное, единственный город, где что-то более менее происходит, это Москва и потому каждый хороший автор со временем переезжает сюда. Я как петербуржец смотрю на все это с кривым лицом, но в свое время тоже ведь переехал в Москву! А в Сочи хорошие тексты. Да и нет у меня претензий литературных, я беру рассказы, которые задевают какие-то струны души и все. 

Мне понравилось видео радиоведущей Жени Макеевой, она прислала рассказ «Томатный сок». Его всегда читает только Данила Козловский, даже я его уже никогда не читаю. Если я покажу это видео Даниле, он со стула упадёт. А Женя прислала видео, где она качает пресс и читает рассказ — вот тут упал я. Зачётный способ показать мне место моей литературы (смеется).

А из авторов в Сочи мы выбрали Юлию Дроздову. Отличный текст, прямо «Игра престолов», я зачитался. Юля — девушка серьезная, она юрист, да и текст на самом деле про защиту себя, защиту своей семьи. Говорит, эта история пришла к ней во сне. Конечно, порой я думаю, что неплохо бы для авторов пригласить психологов. Но именно такие рассказы и запоминаются.

Люди пишут про всё подряд и это суть «БеспринцЫпных чтений». Мы берем любые темы. Ну, ладно, признаюсь, политики не касаемся, не хотим этого. И если вы думаете, что Сочи чем-то отличается от других городов, то это не так. И Петербург ничем не отличается, и Москва, и Париж — люди одинаковые везде. Их волнуют одни и те ж вопросы. 

 

Цыпкин
 

Что дальше? 

Конечно, я думаю о том, что делать дальше. Пойти в сценаристы? Нет, не хочу. Сценарист — это самое тяжелое в кино по двум причинам. Во-первых, его никто не знает. Вообще никто не знает сценаристов. Например, вы все прекрасно помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию», но никто не помнит, кто написал эти гениальные тексты. То есть знают актеров, знают режиссера, но никто не знает автора. А во-вторых, конечный результат на экране значительно отличается от того, что пишет сценарист. И у меня есть несколько друзей, которые пишут сериалы для телеканалов под псевдонимами — они не хотят иметь ничего общего с тем, что появляется в конечном итоге на экране. Сценарист — это просто автор техзадания для съемочной площадки. 

Так что пока я ограничиваюсь сценариями для своих короткометражных фильмов, где есть возможность для исполнения, близкого к тексту. Например, недавно сняли короткий метр про Анну Каренину, которая в финале бросает под поезд Вронского — с моей точки зрения именно так и должна поступить современная женщина. За это меня прозвали главным феминистом страны.

Писать большой серьезный роман тоже не хочу. Мне небольшой рассказ-то дается с трудом. Мне проще написать пост в соцсети, где есть начало, конец и законченная история. 

Всегда побеждает самый настойчивый и самый напористый. Если бы я не посылал свои рассказы критикам, если бы не мучил артистов, я бы ничего не добился. Я был простым корпоративным пиарщиком ещё четыре года назад и ничто вообще не предвещало какой-то популярности. Мне за это все время предъявляют — кто ты такой? куда ты вообще вылез? какой из тебя писатель? А вы попробуйте сделать тоже самое и будем с вами разговаривать дальше.

Дженнет Арльт
Фото: Тимофей Колесников

 

Новости раздела

Фото