Впервые в истории российского судопроизводства дипфейк, созданный с использованием нейросетей, был признан объектом авторского права. Арбитражный суд Москвы взыскал компенсацию в размере 500 тысяч рублей с компании «Бизнес-аналитика», признав ее виновной в незаконном использовании видео с дипфейком актера Киану Ривза. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Истец, компания ReFace Technology, поручившая создание ролика одной из продакшн-студий, выиграла дело, доказав нарушение авторских прав. Юмористический ролик представлял собой пародию, где человек с лицом Ривза проверял выключил ли утюг перед выходом из дома. Руководитель практики интеллектуальной собственности консалтинговой фирмы Versus.legal Иван Кайсаров отметил, что суд учел творческую составляющую и отклонил довод ответчика о том, что дипфейк не является объектом авторского права.
Продакшн-студия Agenda Media Group, создавшая ролик, заявила, что не выплачивала компенсацию актеру Киану Ривзу, так как видео было пародией и не преследовало коммерческих целей. Однако ответчик, компания «Бизнес-аналитика», использовала ролик в рекламных целях, что послужило основой для решения суда.
Юристы подчеркивают, что это решение может стать прецедентом для будущих дел в области дипфейков в России. Судебное решение станет официальным прецедентом, если его подтвердит кассационная инстанция или Верховный суд.
Этот случай поднимает важные вопросы о границах использования и защиты дипфейков в России. Партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов отмечает, что при полностью программном создании ролика будет трудно ссылаться на этот кейс. Все больше споров в мире связаны с использованием нейросетей, включая несогласованное использование лица или образа человека.
Подобные судебные разбирательства не ограничиваются Россией. В ноябре 2023 года американская актриса Скарлетт Йоханссон подала иск против приложения, работающего на основе искусственного интеллекта, обвиняя его в самовольном использовании ее имени и изображения в рекламе. Это лишь один из множества случаев, когда судебная система вынуждена разбираться в новых аспектах цифровой эры и использования технологий.
Судебные разбирательства в области дипфейков становятся все более актуальными, и российская практика судопроизводства постепенно адаптируется к вызовам, предъявляемым современными технологиями. Директор юридического центра «Глосса» Антон Стружков подчеркивает, что законодательство в этой области требует ясного определения, поскольку часто возникают ситуации, когда художник создает произведение, изображающее известных личностей, и возникают вопросы относительно того, насколько оно узнаваемо и индивидуализировано.
Судебный эпизод также выявил интересные нюансы в отношении использования дипфейков в рекламе. Российские компании, такие как «Пятерочка» и «Мегафон», использовали дипфейки для рекламных целей, сталкиваясь с вопросами авторских прав и их защиты.