Во всех крупных онлайн-кинотеатрах страны вышел арт-хит минувшего года «Прошлые жизни», номинированный на «Оскаре-2024» в категориях: «Лучший фильм» и «Лучший сценарий». Рассказываем о том, чем цепляет работа дебютантки Селин Сон.
Нора (Грета Ли) родилась в Южной Корее и прожила там до 12 лет, пока вместе с родителями не эмигрировала в Канаду. В Сеуле она носила имя На Ён и была влюблена в одноклассника, мальчишку Хэ Сон (его взрослую версию играет Тео Ю, знакомый российскому зрителю по фильму «Лето»). Ребята стали друг для друга первой любовью, а потому расставание для обоих далось нелегко.
Еще через 12 лет повзрослевшая Нора перебирается в Нью-Йорк, где планирует продолжить заниматься любимым делом — драматургией. Размеренные будни прерывает случайно найденный пост в Facebook, написанный уже давно позабытым Хэ Соном. Оказывается, что все эти годы юноша помнил о На Ён, но не мог отыскать в соцсетях, потому как девушка сменила имя. Ребята созваниваются и возобновляют общение. Нора рассказывает о жизни в Америке, а Хэ Сон делится тем, как проходят студенческие будни в Корее. Но онлайн-общение не длится вечно — в какой-то момент Нора понимает, что цеплятся за прошлое больше не хочет — она должна идти вперед, а не зацикливаться на оставленной много лет назад жизни в родной стране. На этом созвоны прекращаются, и для девушки наступает новый этап — знакомство с писателем Артуром (Джон Магаро).
Проходят очередные 12 лет. Нора и Артур поженились и продолжили заниматься творчеством на Манхэттене. Пара счастлива в отношениях — это, как кажется, идеальный брак. На протяжении долгого времени Нора и Хэ Сон не общались, однако никто из них не забыл о детских годах и юношеских переписках. Хэ Сон до сих пор живет в Корее — хотя несколько лет успел провести в Китае, — а теперь собирается прилететь на пару дней в отпуск в Нью-Йорк. Нора знает о визите и берется показать Хэ Сону город. Друзья прошлого встречаются и проводят несколько дней вместе, вспоминая былое и рассуждая о том, как могла бы сложиться жизнь, проведи они ее вместе.
Для постановщицы ленты Селин Сон — это первая полнометражная работа. Сюжет основан на истории, приключившейся с ней и ее другом из Кореи — Сон точно такая же эмигрантка, как и героиня. Даже не зная об автобиографической подоплеке картины, нетрудно уловить насколько происходящее на экране — личное, местами чересчур интимное. Кино у Селин работает по принципу ретроспективы, несмотря на то что повествование линейное, а флэшбэков всего несколько за весь хронометраж.
Судьба двух героев показана через призму корейского поверия, называемого inyeon — теории о том, что люди встречаются в текущей жизни, только если между прошлыми инкарнациями неоднократно складывались отношения. Фильм пропитан мыслями о бестелесной близости, рефлексией о непрожитых жизнях, горечи утрат и расставаний.
Текущая реальность для Норы и Хэ Сона такова, что им не суждено быть вместе — всякий раз перед ними возникают видимые и невидимые стены — их inyeon недостаточно крепок. Это ощущается на уровне киноязыка: порой кадр символично разделен надвое деревом или перекладиной в метро; а созвоны предстают как диалог двух людей на фоне вечереющих городов разных стран — когда голоса так близко, но одновременно далеко.
У Артура с Норой все по-другому; их близость ощущается иначе. Американец мало что понимает в культуре жены, хоть и пытается говорить на корейском или вникать в тонкости быта — например, Нора отмечает, что Артур — отличный игрок в хато. С другой стороны, культурные отличия не сильно влияют на взаимоотношения. Нора счастлива, что супруг ни в чем не ограничивает, помогает с пьесами, дружен с ее семьей. Артур даже не против того, что жена проведет несколько дней с «бывшим любовником» — как он сам называет Хэ Сона.
Нора нисколько не жалеет о выборе — скорее смущен происходящим Артур. Мужчина в одной из сцен признается, что Нора часто говорит во сне, и говорит только на корейском. Супруг понимает, что в голове жены всегда будет неприступная часть, полностью закрытая от его взора. Артур и Нора настолько же далеки в своей близости, насколько Хэ Сон и Нора — две стороны одной медали.
Все три героя — заложники ситуации. Никто из них ни в чем не виноват, но страдает больше остальных центр любовного треугольника — сама Нора. Не имея дома как такового, девушка живет сразу несколькими культурами и жизнями. Из 36 лет по 12 она прожила сначала в Корее, затем в Канаде, а после в США. У Норы несколько имен, стран, любовников — это последствия эмиграции, тяжелого жизненного испытания. И, несмотря ни на что, расставлять приоритеты девушка умеет. Нора любит Корею, но чувствует себя скорее американкой; ее страсть на всю жизнь — драматургия; любовь и верная опора — Артур. Понимает это и Хэ Сон. Оттого так и печален финал ленты: все всё понимают, но принимают с трудом — такая вот ловушка Джокера.
Однако, какой бы меланхоличной ни была концовка ленты, в ней есть лучик надежды; веры в то, что герои движутся в правильную сторону. На это намекает образ моста, пронесенный сквозь фильм. Мост в данном случае — символ перехода от прошлого к будущему; от потери к приобретению. Камера часто застает героев на середине перехода — показательна сцена с Хэ Соном, который едет в сторону аэропорта на финальном кадре. Все движение происходит слева направо — вперед. Лишь раз выделено движение справа налево — когда Нора провожает гостя, когда обоим больно, но оба смиряются с судьбой. После прощания Нора возвращается к Артуру — в обратную сторону — слева направо. Девушка ни в чем не ошиблась.