Солнечный город-курорт Сочи славится своими природными богатствами, лечебными ресурсами, чистым морским воздухом, а также многонациональным населением.
На Черноморском побережье проживают представители более 100 национальностей, каждая из которых привезла с собой свои традиции, обычаи и праздники. Многие из них могут показаться удивительными русским жителям Сочи, но при этом остаются для них непонятными.

Один из таких праздников отмечается амшенскими армянами в ночь с 18 на 19 января и называется Алелук.
История амшенских армян начинается в VIII веке, когда армянский ишхан (князь) города Карс Амам Аматуни потерпел поражение в битве с арабами и увёл примерно 20 тысяч своих людей на запад — в Понт, который тогда принадлежал Византии. Здесь уже издавна проживало небольшое армянское население.
После основания крепости Хамамшен амшенцы активно развивали свой собственный диалект, а также культуру и быт, которые передавались из поколения в поколение.
Однако в конце XIX века, спасаясь от начавшейся тогда турецкой резни, амшенцам пришлось покинуть родные земли. Они прибыли на Черноморское побережье и расселились на большой территории от Сухуми до Туапсе, начав новую жизнь.
В память о переселении амшенцы стали отмечать праздник Алелук, который можно сравнить с русскими колядками. Во время праздника армяне собираются, наряжаются, ходят по домам с музыкантами и разыгрывают сценку, основанную на реальных событиях.
По сюжету к хозяину дома приходит семья из трёх человек: дед, старуха и молодой сын, с козой или бараном. Дед просит дать небольшой участок земли для жизни, и хозяин соглашается, проявляя доброту. В это же время за беженцами следует араб, который хочет убить козу — кормилицу семьи.
Хозяин вызывает врача, чтобы спасти животное, но попытки оказываются безуспешными. Внезапно на рану попадает святая вода, и коза чудесным образом исцеляется. История заканчивается пышной свадьбой молодых и созданием новой семьи.
Со временем в представление добавились новые персонажи: помимо основных, можно увидеть полицейского, задерживающего араба, или цыганку, предсказывающую жениху невесту.
Традиционно после представления собранные в дар продукты армяне относили в церковь, а оставшуюся часть раздавали бедным — это можно считать актом благотворительности. Сейчас же армяне получают больше денег, чем продуктов.
С 2013 года празднование Алелука перенесли на концертную сцену, что свидетельствует о влиянии современных изменений.

Сегодня Алелук представляется жителям весёлым праздником с песнями, танцами и забавными представлениями. Однако для амшенцев он остаётся способом выразить благодарность за помощь и тёплый приём, а также отдать дань памяти и уважения своим предкам.
Желание амшенских армян сохранить свою культуру и веру, передавая их современной молодёжи, остаётся таким же сильным, как и у любого другого народа многонационального города-курорта Сочи.
Юнак Мария