Сразу за стартом проката в Москве, пресс-показ картины о военных летчиках-испытателях провели в Сочи. Анонсируют, что китайский блокбастер режиссера Лю Сяоши задержится в прокате на неделю.
Премьера фильма с оглушительным успехом прошла в Китае и спустя два месяца пронеслась по России. Ожидаемое событие для фан-сообществ китайского кино и в частности – Ван Ибо: кажется, что именно благодаря его участию в проекте «Король неба» стал едва ли не самым кассовым релизом сезона. Основанный на реальных событиях самолетный эпик одновременно получился и чувственным, и сверхнатуралистичным, правда не без цензурных ограничений.
Зритель, привыкший видеть в кино почти голливудское проявление эмоций между мужчиной и женщиной немного да подивится: а где жаркие поцелуи в диафрагму? Но не тут то было: едва уловимой целомудренной линии любви (вернее, ее началу) противопоставляется любовь другая – к стране и родине (вернее, к ее воздушному пространству). И патриотизм здесь выступает вовсе не как одиозный сюжетный символ. Хотя, даже если это кино в Китае задумывалось как крайне духоподъемное: и что с того? Все прощается, когда в кадре столько красивых сильных и очень серьезных мужчин, которые буквально – как ангелы – падают с небес, что бы это ни значило.
История про лётчиков-испытателей военно-воздушных сил закручивается вокруг нескольких участников специальной авиационной группы, которые живут одной идеей: испытать реактивные истребители нового поколения. Но о чем думать и мечтать, когда вдруг ожидания не совпадают с реальностью и все к чертям трещит по швам? Конечно о новых виражах! Единственная движущая сила и нервный импульс всего сюжета – это одержимость героя самолетами. Всякий раз поднимаясь в небо, пилот бросает вызов не только сверхмощной технике, но и испытывает себя на прочность. Потому и реплика, брошенная капитаном – «Никто не хочет умирать. Но вы, прежде всего, летчики» – становится для героя предопределяющей.
В одном из своих интервью Лю Сяоши рассказал: «В Китае кинематограф развивается стремительно. Моя история основана на реальных событиях. В создании ленты мне помогали авиационные компании и другие причастные к этой отрасли структуры. И прежде всего я хочу поблагодарить их за вклад и возможность создать по-настоящему реалистичную картину».
Картина и правда реалистичная: китайцы определенно могут снимать крутые блокбастеры и удивлять высоким качеством производства. Если же говорить сюжетной структуре, то она немного непривычна для русского зрителя – в китайском кино много плачут, причем и мужчины, и женщины. Ну а что еще остается, если целоваться нельзя? Такое вот маленькое несовпадение целей и интересов в большом военном кино.
Ольга Одишарова, киножурналист.