В Сочинском художественном музее открылась выставка скульптора Акопа Халафяна. Ее название «66 до и после» — это ретроспектива всего творчества сочинского художника.
Работы скульптора Акопа Халафяна уже давно известны жителям Сочи. Его знаменитые «Конь в пальто» и «Бременские музыканты» украшают улицы города. В этом году художнику исполнилось 66 лет, но эта цифра его не пугает — сам скульптор называет свою выставку «юбилейной».
Скульптуры Акопа Халафяна, выполненные преимущественно из металла, занимают самый большой выставочный зал в музее. Между ними много пространства, можно спокойно передвигаться, рассматривать с разных ракурсов и углов. В дополнение к экспозиции на стенах развешаны картины его друга Ивана Черного, который ушел из жизни в 2008 году. Его работы созвучны настроению самого скульптора, а это, прежде всего, переосмысление всего творческого пути.
Все сущее, допустим, внешний мир, и история моего рода и все, что будет после меня, все это отражается в моей работе. Своим трудом я пытаюсь отразить все эти вещи, чтобы зритель понял — о чем я думаю, о чем я мечтаю, и чего я боюсь — страхи тоже. Сейчас в последнее время много страхов, по крайней мере у меня.
АКОП ХАЛАФЯН, СКУЛЬПТОР
Предельная искренность, трансформация и развитие — это отличительные черты художника, который в процессе своего творчества претерпевает какие-то изменения. И работы Акопа Халафяна также имеют свое развитие, например, скульптура «Поминальная молитва», посвященная трагедии геноцида армянского народа, стала «Покаянной молитвой». Без покаяния невозможно прощение, — считает автор. А работа «Поцелуй» получила свое дополнение — «Поцелуй над облаками» — как символ возвышенной любви, которая является вершиной творчества и существования.
Когда любящие люди сливаются в поцелуе, человек наполняется счастьем, отрывается от земли, парит над облаками, и вот это пара влюбленных, которая парит над облаками.
АКОП ХАЛАФЯН, СКУЛЬПТОР
Работы художника должны быть интерактивны, должны влиять на общество — это важный смысл творчества, говорит Акоп Халафян. В процессе работы над материалом рождается новый объект искусства, художественный образ, который непременно найдет свой отклик у зрителя.
И если этот образ получился, если в нем нет ни одной фальшивой ноты, то он начинает жить своей жизнью. Зритель вступает с ним в контакт, особенно если у зрителя душа развитая, не закрытая, не сморщенная, не пустая. В его душе начинает звучать камертон и он понимает, о чем идет разговор. Когда все это происходит, то вся эта работа имеет смысл.
АКОП ХАЛАФЯН, СКУЛЬПТОР
Посмотреть работы Акопа Халафяна и Ивана Черного и найти в них смыслы, заложенные художниками, можно в Сочинском художественном музее до 7 апреля.