Прошедшей ночью завершилась 96-я церемония вручения наград премии Американской киноакадемии. Мероприятие прошло без сюрпризов: творение Нолана ожидаемо взяло наибольшее количество статуэток (семь штук!), а дышал в спину ему фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные».
Из неожиданного: Эмма Стоун-таки смогла обойти свою главную соперницу — Лили Гладстоун — и получить второй «Оскар» (первый был за мюзикл «Ла-Ла Ленд»). «Барби» проиграл в финальной битве «Оппенгеймеру», взяв только одну статуэтку — на сим противостояние «Барбигеймер» можно считать оконченным. Проигнорированными остались «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе и «Маэстро» Брэдли Купера.
Рассказываем обо всех победителях и вспоминаем самые яркие моменты «Оскара-2024».
Лучший фильм — «Оппенгеймер» (Кристофер Нолан)
Главный «Оскар» предсказуемо был вручен «Оппенгеймеру» из рук непредсказуемого Аль Пачино — дедушка слегка растерялся, забыв произнести коронную «and the Oscar goes to…». Байопик о гениальном ученом в этом и прошлом годах взял все мыслимые и немыслимые награды, а потому удивиться победе мог разве что человек, проведший последние восемь месяцев в лесу — ну или ярый ненавистник «псевдоинтеллектуала», Нолана.
Лучший режиссер — Кристофер Нолан («Оппенгеймер»)
Зеркальная ситуация. Награду Нолану прочили с первых дней проката картины, а потому ни для кого сенсацией победа в категории не стала. Было бы приятно увидеть греческого режиссера Йоргоса Лантимоса в этот момент на сцене, но мы живем не в той реальности, увы.
Лучшая мужская роль — Киллиан Мерфи («Оппенгеймер»)
Главному интроверту и мем-герою тиктоков и рилсов досталась главная мужская награда. Киллиан без особого удивления воспринял жест академиков, коротко похвалив съемочную команду и быстро ретировавшись со сцены. Словом, мегахорош.
Лучшая женская роль — Эмма Стоун («Бедные-несчастные»)
Пожалуй главная интрига «Оскара» в этом году сконцентрировалась вокруг данной номинации. Уж слишком хороши в своих ролях были Лили Гладстоун и Эмма Стоун. Правда если коренная американка блистала в исполнении тихой, но многослойной героини, то ее конкурентка просто задавила бесконечной харизмой и самоотдачей. Не будет преувеличением сказать, что для Эммы Стоун роль Беллы Бакстер — главная в карьере, о чем актриса сама призналась в своей трогательной речи, которой не помешала даже разошедшаяся молния на платье.
Лучшая мужская роль второго плана — Роберт Дауни мл. («Оппенгеймер»)
Долгожданный «Оскар» для Железного человека всея киновселенной Marvel. Для Роберта исполнение на экране Льюиса Штрауса — пусть и маленькая, но безумно важная в карьере работа. В своей речи актер с долей иронии поблагодарил тяжелое детство, киноакадемию (строго в данной последовательности!) и любящую жену.
Лучшая женская роль второго плана — Давайн Джой Рэндольф («Оставленные»)
Безоговорочная победа афроамериканской актрисы также не стала сюрпризом, но тронула всех смотрящих церемонию — уж слишком много эта награда значит для самой Рэндольф. Ее победой ознаменовалось открытие «Оскара-2024», что задало душевный настрой для всего последующего мероприятия.
Лучший адаптированный сценарий — «Американское чтиво»
Заслуженная статуэтка для постироничного и совсем уж не оскаровского фильма, строго говоря. «Чтиво» в этой номинации боролось со всеми мастодонтами, но переиграло их сначала в своем содержании (в фильме высмеивается текущая политика подобных церемоний), а потом и в реальной жизни.
Лучший оригинальный сценарий — «Анатомия падения»
Структурно выверенная, отточенная картина француженки Жюстин Трие не могла не получить награду за сценарий. Текст для фильма — образцово-показательный процедурал, в котором приоритеты расставлены не самым очевидным образом; а в финале зрителю не столько интересно кто виноват в смерти, сколько хочется понять чем дальше будут жить главные герои.
Лучший анимационный фильм — «Мальчик и птица»
Борьба была нешуточной: награда с легкостью могла уйти второй части «Человека-паука», обойдя японского мэтра стороной. Но хоть в какой-то номинации победил ветеран индустрии. Однако явиться на «Оскар» Хаяо Миядзаки не пожелал — путь из Японии не близкий.
Лучший международный фильм — «Зона интересов»
Джонатан Глейзер урвал победу у не менее изобретательных фильмов: «Идеальные дни» и «Общество снега». Академиков можно пожурить, но делать это будет бестактно — Холокост в последние годы вспоминают все реже и реже, а потому фильм однозначно стоит внимания.
Лучший документальный фильм — «20 дней в Мариуполе»
В этой номинации обошлось без интриги. На премиях предоскаровской гонки фильм выиграл все возможные награды.
Лучший короткометражный анимационный фильм — «Война окончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко»
Мультфильм о врагах играющих в шахматы — история о том, что противник не обязательно должен быть расчеловечен.
Лучший короткометражный игровой фильм — «Чудесная история Генри Шугара»
Первый «Оскар» Уэса Андерсона. Расстраивают только два момента: что награда получена не за полный метр, и что сам режиссер своим присутствием не почтил киноакадемию.
Лучший короткометражный документальный фильм — «Последняя ремонтная мастерская»
Для любителей неигровых фильмов в этой категории тоже обошлось без откровений. История о филантропах из скромной американской мастерской давно маячила перед радарами «Оскара».
Лучшая операторская работа — «Оппенгеймер»
Для Хойте Ван Хойтема «Оппенгеймер» стал четвертой совместной с Ноланом работой. Нельзя не заметить, что начиная с «Интерстеллара» он только повышал планку качества, доведя операторскую работу до апогея в последнем фильме — так орудовать IMAX-камерами дано не каждому.
Лучший дизайн костюмов — «Бедные-несчастные»
Награждать картину Лантимоса на сцену вышел голый Джон Сина, прикрывающий причинное место небольшим конвертиком с именем победителя — его перфоманс это отсылка к казусу, приключившемуся на «Оскаре» в 1974 году. Ну а сама награда — заслуженная победа вычурных платьев Беллы Бакстер.
Лучший монтаж — «Оппенгеймер»
Нарушенный хронотоп, перемежающиеся события прошлого и (условно) настоящего — все это заслуги беспрецедентного монтажа талантливой Дженнифер Лейм.
Лучший грим и прически — «Бедные-несчастные»
Косички Беллы и сшитое из разных кусков лицо персонажа Уиллема Дефо совершенно справедливо отхватили «Оскар».
Лучшая работа художника-постановщика — «Бедные-несчастные»
Еще одна техническая награда ленты Лантимоса. На этот раз за чудесный стимпанковский мир, полный абстракций и смелых визуальных решений.
Лучший оригинальный саундтрек — «Оппенгеймер»
Людвиг Йоранссон удостоился второго «Оскара» — первый вручили пятью годами ранее за «Черную Пантеру». Его скрипка помогла залезть внутрь головы Роберта Оппенгеймера, обнажив полет мысли художественно мыслящего ученого.
Лучшая песня — «What Was I Made For?»
Как бы не старался Райан Гослинг интонировать в песне «I’m Just Ken», Билли Айлиш переплюнуть ему так и не удалось. Двадцатидвухлетняя певица выиграла второй «Оскар» в своей карьере — феноменальный результат для столь юного возраста. Ну а Райан в очередной раз продемонстрировал свой истинный талант — актерский — потрясающе исполнив номер вживую на церемонии.
Лучший звук — «Зона интересов»
Обогнать «Оппенгеймера» в этой номинации было сложно, но у «Зоны» все-таки получилось. Именно звуковое оформление создает невидимый мир — формирует картину Холокоста в фильме как закулисный взывающий ужас. Мы не видим убийства, но прекрасно их слышим, отчего становится только страшнее.
Лучшие визуальные эффекты — «Годзилла: Минус один»
Объявлять победителя вышли двое старых товарищей: Арнольд Шварценеггер и Дэнни Де Вито. Они начали с воспоминаний о прошлом — как их когда-то отделал Бэтмен в 90-х. Понастольгировав, Мистер Фриз и Пингвин заметили виновника — ухмыляющегося Майкла Китона в зале. Благо повторения конфликта не случилось, потому как прибывшая японская делегация перетянула внимание на себя. Съемочная команда на ломаном английском поблагодарила всех за поддержку и просеменила на модных каблучках к своим местам.