Краснодарский край сегодня населяют представители около 150 различных национальностей. Среди них одно из важных мест занимают армяне, вторая по численности национальная группа после русского населения. О многовековой истории армянской диаспоры на Кубани нам рассказал «АиФ-Юг» этнограф Виталий Штыбин.
Из Армянского царства — в Черкессию
Для того чтобы понять, как армяне впервые поселились на Кубани, необходимо вернуться в далекое средневековье. В VIII веке нашей эры Армянское царство столкнулось с серьезной угрозой со стороны арабского халифата и потерпело поражение. Жители царства вынуждены были спасаться бегством и переезжать на территории Византии, которая тогда еще не попала под арабское владычество. Там армяне создали новые государства, которые существовали примерно 300 лет.
Однако уже в XI веке эти земли были захвачены турками-сельджуками, и армяне были вынуждены снова мигрировать. Часть из них переселилась в Грузию и Крым, но большая часть населения предпочла остаться на территории малой Азии и Киликии. Территория малой Азии позднее стала центром армянских земель, но она попала под власть турков-сельджуков, что привело к ущемлению армянского населения. В последующие века ситуация усложнилась с приходом монголов.
Часть армянского населения оказалась на Кавказе и вместе с генуэзцами и греками создала государство Феодора, располагавшееся между степным Крымом и Генуэзскими колониями. Это время оказалось успешным для армян, они активно занимались торговлей на этой территории. Но спокойствие было недолгим.
В 1475 году османы захватили Крым и Генуэзские колонии, что привело ко второй волне миграции армян. Многие из них ушли в Польшу и Молдавское царство, но те, кто установил торговые связи с черкесами, предпочли переселиться на Северный Кавказ. В то время черкесы были в большинстве своем язычниками, однако многие приняли христианство и мирно встретили армянских переселенцев.
Слияние культур
Армяне полностью ассимилировались среди черкесского населения, учили их язык и обычаи, сохраняя при этом свои христианские ритуалы и обряды. В их домах висели иконы, которые они приобретали у грузин.
Армянские торговцы с радостью брали на себя посредничество, включая экспорт товаров через территорию Черкессии. Это дело стало прибыльным, и армяне быстро разбогатели. Черкесские князья уважали армянскую диаспору и порой отдавали своих сыновей на воспитание к армянским семьям, применяя традицию аталычества.
Этот период проживания армян на Кубани стал временем взаимопонимания и сотрудничества между разными народами, а черкесогаи, как стали их называть, оставили свой след в истории региона.
Разделяй и властвуй
В 1779 году, вскоре после полного присоединения Крыма к России, армяне из Крымского ханства были переселены на Дон, где образовали поселение, получившее название Нахичевань-на-Дону. Этот переезд вызвал первые попытки выделить армян из черкесской среды и переселить их на Дон. Подобные меры, возможно, были реализованы с целью применения принципа «Разделяй и властвуй».
Согласно исследованиям этнографа Виталия Штыбина, армянский епископ Иосиф Аргутинский и граф Потемкин предпринимали попытки установить контакты с черкесогаями для обсуждения возможности переселения. Но встреченные трудности и влияние Кавказской войны сделали реализацию этой идеи сложной.
«Понаехов» не любили
Постепенно обстановка становилась все более напряженной, и армянам было сложнее вести торговлю и обеспечивать безопасность. Они начали переговоры с российской империей и появился проект о переселении черкесогаев на территорию России. Для заинтересования черкесогаев к переезду, предлагалось освобождать их от воинской службы, обеспечивать места для поселения и строительства домов, а также предоставлять льготы, включая освобождение от налогов.
Процесс переселения армян из Черкессии проходил в несколько этапов. В конце 1830-х — начале 1840-х годов они начали обосновываться на территории Кубанской области, включая города и станицы. В 1870-х годах группы армян поселились практически во всех крупных поселениях Кубани.
Изначально черкесогаи были весьма скептически настроены к переселенцам. Тем не менее, армяне постепенно приспосабливались к новому месту жительства, сохраняя свои традиции и обычаи. Новое поселение стало известно как армянский аул, который позднее был переименован в Армавир в честь древней армянской столицы. Армянская община содействовала переселенцам, помогая им освоить правильные ритуалы и армянский язык.
«В последующие годы Армавир развивался большими темпами, особенно тогда, когда была проложена железная дорога. Со временем, черкесогайское общество в городе стало занимать меньшинство, а потом и подавляющее меньшинство. Основатели «понаехов» не любили, и поначалу не хотели принимать. Но это, конечно, никого не остановило», — подытожил Виталий Штыбин.