Выставка «Антология современной архитектуры. Сочи – Мацеста. XX век» будет проходить в Сочинском художественном музее имени Д.Д. Жилинского с 16 мая до 4 июня 2023 года.
Об этом сообщила пресс-служба Сочинского художественного музея имени Д.Д. Жилинского.
Современная история Сочи начинается в раннесоветское время, когда 25 мая 1925 года поселение получает статус города-курорта. Отличительная особенность региона Сочи – Мацеста заключается в том, что здесь советская власть могла с нуля строить идеальный в своем представлении курорт, не считаясь с наследием царского времени, как это было в Минеральных водах или Крыму.
В разные годы к проектированию зданий в Сочи приглашались самые талантливые архитекторы поколения: Алексей Щусев, Александр и Леонид Веснины, Мирон Мержанов, Каро Алабян и другие.
Сооружения двадцатого столетия уходят в тень современного строительства, однако именно они являются образцами высокого искусства, и по-прежнему остаются архитектурными константами, определившими градостроительный облик города-курорта.
Сохранение, реставрация, функционирование памятников советской архитектуры — неотъемлемая часть культурной преемственности курорта в деле сохранения идентичности.
На выставке представлено более 80 предметов, среди которых графические проекты зданий и фотографии курортной архитектуры таких значимых фотохудожников как С.О. Фридлянд, Я.Н. Халип, А.А. Александров, М.М. Чураков, И.М. Чураков.
Тема выставки раскрывает историю формирования образа города Сочи в трех главах:
Первый раздел – «Курорту быть!» – рассказывает о начале освоения Сочи в эпоху архитектурного авангарда и новшествах южной архитектуры, демонстрирует графические работы и фотографии проектов А.А. Веснина, Л.А. Веснина, А.В. Щусева, М.И. Мержанова. Представленные проекты отражают смелость и новаторство представителей молодого советского авангарда в поисках новых форм: свободная планировка здания, ленточное остекление, глубокие лоджии, плоские кровли с солярием.
Второй зал – «Социалистическая утопия» – представляет фотографии сооружений 1930-80 х годов, когда классическая традиция с обилием декора и пышным убранством и аскетичная новаторская архитектура, нацеленная на борьбу с «излишествами», поочередно становились ориентиром для архитекторов. На очередном витке развития эстетика стекла и бетона пришла на смену ордеру. Демократизация общественного пространства и развитие внутреннего туризма привлекли на черноморское побережье новых отдыхающих.
Третья глава – «Город мечты» – посвящена общественной архитектуре центрального района Сочи, формированию образа города, тщательного продуманного архитектором Назимом Несисым, а также образованию транспортной инфраструктуры города и досуговых центров, кафе. Выставочное пространство сформировано на контрасте двух «суперстилей» – классического и модернистского, которые создают облик общественных сооружений.
Куратор выставки: Марк Акопян, искусствовед, специалист по архитектуре XX века, сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева.